Российские граждане, проживающие за границей, заключившие брак или расторгнувшие брак в компетентном органе иностранного государства, с 01.01.2019 года обязаны уведомить российские органы ЗАГС об акте гражданского состояния. Это же относится к документам о рождении и о смерти.
Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 октября 2018 г. № 1193, российские граждане должны уведомить органы ЗАГС по месту регистрации не позднее 1 месяца со дня регистрации акта гражданского состояния в иностранном уполномоченном органе.
Когда такая справка может быть необходима?
Например, для получения пособия льгот и пособий от государства, осуществления определенных юридических действий при рождении ребенка за границей или смерти российского гражданина. Также если, скажем, брак был заключен на территории РФ, а его расторжение – за рубежом, то этом случае, если не уведомить российский орган ЗАГС, то в реестре брак так и будет считаться действительным, и при решении заключить брак повторно, гражданин уже не сможет этого сделать.
Правила также предусматривают возможность направления сведений через консульский отдел посольства РФ в стране пребывания гражданина. Однако данные передаются в архивно-информационный отдел ЗАГС только раз в год.
Как происходит процесс уведомления органом ЗАГС об акте гражданского состояния за рубежом?
Российский гражданин должен подготовить следующим пакет документов:
- уведомление по форме, утвержденной Минфином, и направить одним из следующих способов;
- копии удостоверения личности гражданина РФ ;
- копия удостоверения личности при наличие второго гражданства;
- документ об акте гражданского состояния, выданный компетентным органом иностранного государства (о рождении, заключении брака, о расторжении брака, о смерти, решение суда о разводе) легализованный (апостилированный) с нотариально удостоверенным переводом на русский язык;
- нотариальная (или консульская) доверенность на подачу уведомления в орган ЗАГС с нотариально удостоверенным переводом на русский язык;
Если процедура уведомления действует в отношении акта гражданского состояния в отношении ребенка, то потребуется дополнительно предоставить копии удостоверения личности законного представителя или подопечного.
По окончанию процедуры выдается справка о включении в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документе, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта гражданского состояния, совершенного вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина (граждан) Российской Федерации.
Для предоставления справки в компетентные органы за границей (например, для заключения повторного брака) потребуется проставление штампа "Апостиль".